Портал подготовлен и сопровождается
сотрудниками Института психологии РАН

Б

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Барабанщиков Владимир Александрович
Бардин Кирилл Васильевич
Басов Михаил Яковлевич
Бахтин Михаил Михайлович
Безденежных Борис Николаевич
Бернштейн Александр Николаевич
Бернштейн Михаил Семенович
Бернштейн Николай Александрович
Бехтерев Владимир Михайлович
Блонский Павел Петрович
Богоявленская Диана Борисовна
Бодалев Алексей Александрович
Бодров Вячеслав Алексеевич
Божович Лидия Ильинична
Бойко Евгений Иванович
Болтунов Александр Павлович
Большакова Васса Васильевна
Братусь Борис Сергеевич
Брушлинский Андрей Владимирович
Будилова Елена Александровна
Бурлачук Леонид Фокич

 

 

Барабанщиков Владимир Александрович 1949 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1991), профессор (1995), член-корреспондент РАО (2005). Закончил психологический факультет МГУ (1972), является заведующим лабораторией системных исследований Института психологии РАН (с 1991).

Главным направлением исследования является разработка проблем динамики чувственного восприятия, рассматриваемых с позиций принципов системного подхода. В центре внимания Б. оказываются не отдельные стороны или аспекты восприятия, а "перцептивное событие", реализующее конкретный акт жизнедеятельности индивида. Введение понятия перцептивной системы позволило выделить и дифференцировать новые интегративные образования (перцептивный комплекс, перцептивный переходный процесс, систему перцептивных отношений и др.), специфицировать диахроническую структуру процесса чувственного восприятия, установить внутренние связи между его различными проявлениями. В русле разрабатываемого подхода предложены и апробированы оригинальные методы исследования микропроцесса зрительного восприятия; выявлены его новые закономерности и феномены.

Полученные результаты позволили раскрыть содержание узловых моментов микропроцесса зрительного восприятия в целом: его основание, психологический состав, структуру, стадии развития, механизм, уровни организации, детерминацию, свойства и способы взаимодействия. Тем самым заложены основания системно- генетического направления изучения процесса зрительного восприятия человека (Окуломоторные структуры восприятия.1996).

 

Бардин Кирилл Васильевич (1929-1995)

 

Российский психолог, доктор психологических наук (1976). Закончив отделение психологии философского факультета МГУ (1954), начал свою научную деятельность в Институте психологии АПН СССР под руководством П.А.Шеварева. С 1972 года работал в Институте психологии АН СССР, в последние годы являлся главным научным сотрудником института. Известный специалист в области психофизики, общей и педагогической психологии.

Первые экспериментальные исследования Б. посвящены формированию учебной деятельности. Развивая теоретические идеи С.В.Кравкова и А.В.Запорожца о влиянии произвольной регуляции сенсорной деятельности на ее результаты, Б. изучал онтогенез цветового зрения в период школьного детства и выявил способы сенсорной деятельности человека и их влияние на пороговые показатели, призванные измерять чистую чувствительность.

Имя Б. связано с возрождением в отечественной науке психофизики и ее развитием на современном уровне. Им написана первая на русском языке монография по проблемам и методам психофизики (1976), разработана и экспериментально обоснована зонная теория пороговой области (одновременно с М.Б.Михалевской).

Б. обнаружил феномен повышения чувствительности в результате извлечения наблюдателем из сенсорной информации о простом сигнале признаков других модальностей и построения его целостного предметного образа. На этой основе им была разработана концепция переорганизации сенсорного пространства. Им был обобщен материал теоретико-экспериментальных исследований, накопленных в отечественной психофизике в 70-е-80-е гг. и выявивший влияние собственной активности человека в сенсорных измерениях на получаемые результаты. Это оказалось возможным на основе использования категории субъекта в силу ее системного характера - интеграции в себе многообразных форм психической активности. Тем самым Б. объединил перечисленные выше линии отечественных исследований и обосновал крупное научное направление: субъектную психофизику (Начала субъектной психофизики совместно с Ю.Индлиным. 1993). Данный подход получил развитие в работах последователей Б. и явился теоретически и практически значимым вкладом отечественной психофизики в мировую науку. Экспериментальные материалы субъектной психофизики послужили одним из оснований для последующей разработки субъектного подхода в психологии.

Б. - автор ряда популярных книг: "Как научить детей учиться?", "Если ваш ребенок не хочет учиться".

 

Басов Михаил Яковлевич  (1892-1931)

 

Российский психолог. Ученик А.Ф. Лазурского, под руководством которого начал свою научную деятельность в психологической лаборатории института Бехтерева. После смерти своего учителя Б. возглавляет лабораторию (1920), которая входит в состав Института по изучению мозга и психической деятельности, организованного Бехтеревым на основе Психоневрологического института.

Большое внимание в своей научной деятельности обращал на анализ и разработку методов психологического исследования. Однако фокусом его исследовательских интересов становится проблема закономерностей и движущих сил психического развития, тесно связанная в его концепции с вопросом о предмете психологии.

В своих работах “Методика психологических наблюдений над детьми” (1926), “Общие основы педологии” (1931), он развивал идеи Лазурского о роли естественного эксперимента, как ведущего при исследовании психики детей. Большое внимание Б. уделял популяризации и введению в педагогическую практику и метода наблюдения, разрабатывая схемы наблюдений, а также методику анализа полученного при наблюдении и естественном эксперименте эмпирических данных. Доказывая, что научная психология должна опираться на объективное, внешнее наблюдение, Б. писал, что это единственный метод, “который может быть применен ко всем формам развития психических функций.” Если роль наблюдения связана прежде всего с широкими возможностями его применения, то значительная роль естественного эксперимента соотносилась Б. с его возможностью сохранения естественных связей со средой, что практически исключается в лабораторном эксперименте.

Важнейшей заслугой Б. является разработка совершенно нового подхода к взаимодействию человека со средой. Главное положение теории Б. - идея о том, что человек есть активный деятель в объективной, закономерно организованной среде. Он впервые показал, что активность человека проявляется не только в приспособлении, но и в изменении среды, а сама среда не аморфная масса, но определенным образом структурированная ситуация. Из этого положения Б. делает важный вывод о том, что психическое и физическое развитие - это два разных процесса, которые подчиняются разным законам. Развитие организма определяется механизмом, биологически фиксированном в нем самом. В то же время развитие человека как деятеля в среде, наоборот, впрямую зависит от окружающего социума и в зависимости от условий может идти по-разному, принимая разнообразные, часто совершенно непохожие друг на друга формы. Главный смысл этого развития состоит в том, что человек действенно проникает в среду и овладевает ею путем активного ее познания.

Б. разработана функциональная периодизация деятельности, в которой выделены следующие уровни:

-простая временная цепь актов, в которой каждый акт вызывается отдельным стимулом, не связанным с другими.

-ассоциативно-детерминированная деятельность, в которой каждое последующее звено связано по ассоциации с предыдущим.

-апперцептивно-детеминированная деятельность, характеризующаяся устремленностью к определенной цели и планомерностью течения.

Для того, чтобы подчеркнуть разницу своего подхода к активности человека Б. впервые в истории отечественной психологии вводит термин “деятельность”, говоря о “деятельности организма в окружающей среде, с помощью которой он устанавливает и выявляет свои взаимоотношения с нею”. Принципиальная новизна позиции Б. заключалась в том, что психическое развитие человека вводилось в социально-историческую систему координат, так как развитие человека как деятеля определялось окружающей и воздействующей на него средой, причем не только средой природной, но и культурно-исторической. Как существо социальное и историческое человек “развивается на основе всей суммы опыта бесконечного ряда предшествующих поколений”.

Подчеркивая, что человек является не просто деятелем в среде, но конкретным деятелем в определенной области профессионального труда, Б. обосновывал идею о том, что деятельность опосредует взаимоотношения организма и среды. Важная роль этого опосредующего звена связана с тем, что любая деятельность, и тем более деятельность профессиональная, несет в себе необходимые для ее выполнения знания. Это содержание деятельности Б. называл наукой. С помощью представлений о науке как о факторе, организующем деятельность человека, Б. обосновывал идею о культурной детерминации этой деятельности. Таким образом в теории Б. были заложены не только новые методы исследования психического развития, но и новые подходы к самому этому развитию, которое, как он подчеркивал, определяется не только наследственностью, но и искусственно созданной средой, в которую входят “наука, техника, искусство, религия и вся общественная организация людей”.

 

Бахтин Михаил Михайлович (1895-1975)

Российский философ, культуролог и литературовед.

После окончания гимназии учился в Новороссийском (г. Одесса) и Петроградском университетах, где специализировался по философии, истории и филологии.

В 1920 - 1924 гг. преподавал всеобщую литературу и философию музыки в Педагогическом институте и консерватории Витебска. Разрабатывал проблему понимания творчества как поступка. В 1924 г. переехал в Ленинград. Исследовал проблемы культуры и литературы.

Самостоятельно и совместно с коллегами (в том числе с В.Н.Волошиновым и др.) изучал психоаналитическое учение З.Фрейда. В 1927 г. в Москве Госиздат опубликовал книгу В.Н.Волошинова "Фрейдизм. Критический очерк", которая согласно недоказанной и недокументированной версии иногда приписывается М.М.Бахтину.

В 1929 г. был арестован по сфабрикованному ОГПУ обвинению в причастности к деятельности "нелегальной организации правой интеллигенции, существовавшей в течение ряда лет в Ленинграде под названием "Воскресение" и по статье 58/11 Уголовного кодекса приговорен к 5 годам заключения в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). По личному ходатайству, поддержанному органами здравоохранения, из-за состояния здоровья (с юношеских лет страдал хроническим остеомиелитом) приговор был изменен на 5 лет ссылки в г. Кустанай. В этом же году опубликовал книгу "Проблемы творчества Достоевского", в которой исследовал вопросы создания полифонического и диалогического романа. Во время ссылки написал работу "Слово о романе". Разрабатывал проблемы общения.

В 1936 г., после окончания ссылки, из-за запрета проживать в крупных городах устроился на работу в Мордовский педагогический институт. До 1945 г. жил преимущественно в г. Кимры, где работал учителем в школе. В 1945 - 1961 гг. заведовал кафедрой в Мордовском государственном университете. В 60 - х гг. переехал в Подмосковье, а затем в Москву.

В 1940 г. в основном завершил фундаментальную работу "Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса (опубликованную в 1965 г.), в которой развивал идеи игровой сущности и "карнавализации" культуры и искусства. Исследовал проблемы бессознательного, языка, хронотопа. Автор книг "Вопросы литературы и эстетики" (1979), "Эстетика словесного творчества" (1979) и др.

Безденежных Борис Николаевич

доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник Института психологи РАН.

В 1972 году закончил 1-й Московский медицинский институт (Медицинская академия им. И.М.Сеченова), лечебный факультет. Обучался в аспирантуре в группе академика П.К. Анохина в НИИ нормальной и патологической физиологии АМН СССР. Кандидатская диссертация «Микроионофоретическое изучение механизмов формирования реакций коркового нейрона в условном и безусловном оборонительных поведенческих актах» была выполнена под руководством П.К. Анохина и В.Б. Швыркова.

С 1977 года работает в Институте психологии РАН, в лаборатории нейрофизиологических основ психики им. В.Б. Швыркова. Докторская диссертация «Психофизиологические закономерности взаимодействия функциональных систем при реализации деятельности» (2005) посвящена проблемам межсистемных взаимодействий.

Область научных интересов: системно-эволюционный подход в психологии и психофизиологии; электроэнцефалографические потенциалы мозга и их соотношение с поведением; межсистемные отношения и психические процессы.

Занимаемые должности: профессор Высшей школы психологии и МЭСИ, заведующий кафедрой экспериментальной психологии и нейронаук МАО Натальи Нестеровой.

Основные труды: Динамика взаимодействия функциональных систем в структуре деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

 

Бернштейн Александр Николаевич (1870-1922)

 

Российский психиатр, психотерапевт и психолог. Один из инициаторов, организаторов и лидеров российского психоаналитического движения. Доктор медицинских наук (1901), профессор. Был одним из организаторов журнала "Современная психиатрия". Основал "Журнал психологии, неврологии и психиатрии" (1922).

Сын Н.О.Бернштейна - известного российского врача, физиолога и общественного деятеля. Отец Н.А.Бернштейна - известного российского психолога. В 1893-1902 гг. работал в Психиатрической клинике Московского университета. В 1895 г. некоторое время работал в клинике Э.Крепелина (в Гейдельберге) и в дальнейшем являлся первым влиятельным российским последователем его учения. В это же время прослушал курс К.Фишера о философии И.Канта. Наряду с врачебной работой интенсивно изучал философию и психологию и был ближайшим помощником А.А.Токарского в психологической лаборатории клиники.

В 1905 г. был одним из инициаторов организации временных Педологических курсов при Московском педагогическом собрании, при котором в 1908 г. открыл и возглавил психологическую лабораторию, публиковавшую "Труды психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании"(1909, 1911). В 1906-1916 гг. участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Разрабатывал программы, методики и опросники по исследованию личности и интеллекта. Опубликовал первое в России руководство "Клинические приёмы психологического исследования душевнобольных"(1908) и статьи и книги о проблемах прикладной экспериментальной психологии, практических методах экспериментально-психологического исследования личности: "Экспериментально-психологические схемы исследования интеллектуальных расстройств при душевных болезнях" (1910), "Клинические приёмы психологического исследования душевнобольных" (1911), "Клинические лекции о душевных болезнях" (1912).

Вёл большую клиническую и научную работу. Разработал способ определения восприимчивости памяти при помощи таблиц с геометрическими фигурами, методики экспериментально-психологического исследования и клинического опроса, выполнил работы по эпилепсии, описал симптом олигофалии и пр.

Одним из первых российских психиатров обратил внимание на содержание и возможности психоаналитического учения. В 1921 г. совместно с И.Д.Ермаковым и С.Любимовым пытался создать научное общество для исследования явлений психизма, связанных с подсознательным.

Осуществил оригинальные научные исследования. В современной психиатрии и психологии и поныне широко используются "психологические методики А.Н.Бернштейна", направленные на исследование интеллектуального уровня (методика установления последовательности событий и проба на комбинаторику), которые в некоторой мере инициировали и отчасти вошли в различные тесты для исследований интеллекта. А описанный им "симптом Бернштейна" (фиксирующий некоторые особенности движения у кататоников) стал одним из употребительных психиатрических терминов.

 

Бернштейн Михаил Семенович (1894-1975)

 

Российский педагог и психолог, окончил физико-математический факультет МГУ и Высшие научно-педагогические курсы. С 1930 года – профессор, заведующий методологическим бюро Академии коммунистического воспитания им.Н.К.Крупской и заведующий отделом в центральной лаборатории по профориентации Института труда. С 1935 году Б. заведовал кафедрой психологии Томского педагогического института. В 1943-48 годах – старший научный сотрудник НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР.

Основное направление научной деятельности Б. – исследование и критический анализ зарубежной педагогики и педагогической психологии. Им написаны книги и статьи по проблемам становления советской школы: «Наша современность и дети» (1926), «Домашний труд детей и школа» (1927) и др.

С 1950 года Б. в основном занимается литературной работой. В последние годы его интересовали вопросы психологии научного творчества, социальной и дифференциальной психологии. На эти темы им опубликованы работы: «Психология научного творчества» (1965), «Индивидуальный характер усвоения и индивидуализация обучения» (1975). В общей сложности его перу принадлежит около 100 опубликованных научных и публицистических работ, в том числе 15 книг.

 

Бернштейн Николай Александрович (1896-1966)

 

Российский физиолог и психолог, выдающийся специалист в области проблем нейрофизиологии и психической регуляции движений живых существ. Внук крупного русского физиолога Н.О. Бернштейна Родился в Москве в семье известного психиатра, ученика С.С. Корсакова, А.Н. Бернштейна. Учился в Московском университете на историко-филологическом и затем медицинском отделении, которое закончил в 1919 г. Брат отца стал прославленным математиком, академиком Российской Академии наук. На формирование будущего ученого, наряду с интеллектуальной средой, царившей в семье, большое влияние оказала одна из лучших московских гимназий, где преподавали университетские профессора и читали расширенные курсы естественных наук и математики. Строгость и особая логическая прозрачность физико-математических знаний очаровали молодого гимназиста. Это сочеталось с увлечением музыкой, а после окончания гимназии - интересом к медицине, побудившем избрать профессию врача.

Прослуживши в годы гражданской войны врачом в Красной армии, Б. демобилизовался и поступил работать в Центральный институт труда. Создал этот институт поэт и ученый, энтузиаст воспитания культуры труда Алексей Гастев с целью рационализации на научной основе производственной деятельности, повышения ее эффективности. Считая, что трудовые движения должны быть “воздушно легки, ловки, артистичны”, Гастев поставил задачу создания особой науки о двигательной активности организма - биомеханики. Эту задачу воспринял Б., который и стал творцом биомеханики в России.

Однако, если Гастев полагал, что изучая элементы трудовых движений, можно эти движения быстро усовершенствовать, то его молодой сотрудник осмыслил гастевский замысел с других позиций Он исходил из того, что следует сосредоточиться не на мышечном аппарате самом по себе, а на той нервной организации, которая им управляет с тем, чтобы объяснить с помощью точных экспериментальных и математических методов как совершается тот процесс, который Гастев назвал “построением движений”. Выявилась чрезвычайная сложность этого процесса. Если ограничиться давним представлением о “рефлекторной дуге”, согласно которому мышцы автоматически исполняют команды, посылаемые нервными центрами, то сложную структуру реального движения наука постичь неспособна. По ходу движения оно непрерывно корректируется. Это происходит благодаря тому, что между тем, что совершается на мышечной с одной стороны, в глубине нервных центов - с другой, существует циклическая связь. Из центров заранее поступают на периферию сигналы (Б. назвал их сенсорными коррекциями), которые опережают соответственно изменяющейся ситуации итоговый результат.

Ученый изобрел и усовершенствовал ряд экспериментальных методов (кимоциклографию и циклограмметрию), позволивших под новым углом зрения изучить движения человека в процессе труда, в спорте, при музыкальной игре, при пользовании протезами и др. Полученные данные позволили радикально изменить трактовку такой важнейшей формы поведения как навыки, показав ограниченность взгляда на них как стереотипные, автоматизированные действия, дублирующие один и тот же набор двигательных реакций. Организм, работая, решает двигательную задачу. Когда мы говорим о решении задачи, то обычно понимаем под этим умственную работу. Но оказывается, что все признаки задачи присущи и нашим движениям.

За книгу "О построении движений", в которой развивались эти представления о двигательной координации, Бернштейн в 1948 г. получил Государственную премию. Б. доказал и выразил в строго математической форме то обстоятельство, что существуют различные уровни построения движения (этих уровней он выделил пять). На каждом уровне имеются свои, говоря его языком, “афферентные синтезы”. Это значит, что в нервных центрах как бы закодирована информация, которая заранее несет сведения о внешнем мире, в пространстве которого предстоит произвести тот или иной класс движений. Поэтому к популярному среди философов, физиологов и психологов понятию об отражении, то есть передаче из внешнего мира в головной мозг изменений, которые сходны с воспринимаемыми вещами этого мира, Б. присоединил термин “опережающее отражение”. Благодаря этому организм способен предвосхищать, прогнозировать условия, в которых ему придется действовать в будущем, а не только хранить сведения о прошлом и отвечать на стимулы, влияющие на его нервные аппараты в данный момент. Организм сталкивается с миром уже имея запас проектов возможных движений. В создании этих проектов проявляется активность организма, способность к творчеству, к созиданию нового, в построению, как писал Б. образца “потребного результата”. Тем самым вносилось принципиально новое понимание причин поведения живых существ. Важнейшей причиной выступило не прямое действие раздражителя на органы его восприятия, а заготовка модели возможного будущего действия. Исходя из этого Б. выдвинул идею разработки особой физиологии, которую назвал физиологией активности. Речь шла о физиологии, но полученные Б. результаты и его новаторский стиль мышления о поведении, его регуляции, самоорганизации, активности, оказали глубокое и плодотворное влияние и на работы в области психологии, в частности на работы по восстановлению движений после травмы.

Свои исследования Б. приходилось вести в сложных условиях идеологических преследований со стороны некоторых философов и физиологов, которые инкриминировали Б. “идеализм”, ”космополитизм”, “механицизм” и тому подобные “извращения”. В начале 1950-х гг. Бернштейн вынужден был уйти из всех учреждений, в которых он работал, в результате нападок на него на Павловской сессии и во время кампании против "космополитизма". Эти преследования вели к тому, что Б. лишили возможности вести эксперименты, иметь свою лабораторию. Но он не отрекался от своих убеждений и, продолжая развивать свою новаторскую концепцию, привлек к своим работам большую группу научной молодежи.

В последний период его жизни, в который он не имел доступа к экспериментальным исследованиям, зато много общался с кибернетиками и биофизиками, Б. переформулировал положения своей теории построения движений на кибернетическом языке, и получил понятия, близкие к теории систем или концепции регуляции (обратные связи, сличение и т.п.). Но Б., который вырос на холистской идеологии, подчеркивал отличие живых организмов от машин. В отличие от кибернетических систем, инициатива движения принадлежит организму. В движении особым образом содержится то, что должно наступить в результате этого движения - его цель; только живое способно предвидеть ситуацию и "моделировать будущее". Всем своим творчеством он явил образец исследователя, преданного научной истине как высшей ценности.

 

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927)

Известный русский психолог, невропатолог и психиатр. Получил образование в Петербургской медико-хирургической академии, которая в 70-е годы прошлого века была одним из крупнейших научных и учебных центров. В студенческие годы Б. окончательно определяется в своих научных интересах, центральное место в которых занимает психиатрия, исследование душевной жизни человека. В 1878 году после окончания Академии Б. остается в клинике душевных и нервных болезней Мержеевского для подготовки к профессорскому званию, которое он и получает в 1881 году после блестящей защиты диссертации. Во время своей заграничной командировки, которую он предпринимает для ознакомления с зарубежными достижениями в психиатрии и психологии, Б. получает приглашение возглавить кафедру душевных болезней в Казанском университете. Одним из его требований при вступлении в должность была организация экспериментальной психологической лаборатории, которая и была создана в 1885 году. В 1893 году он переезжает в Петербург, в качестве заведующего кафедрой психиатрии в военно-медицинской академии. В это же время он уделяет значительное внимание психологии, выдвигая план ее превращения в объективную естественную науку. В начале века появляются его первые книги, в которых излагаются основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 году Б. создает Психоневрологический институт, на базе которого была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило Б. связать теоретические и практические исследования, что было особенно необходимо в тот момент, момент формирования экспериментальной психологии в России. Работы этих институтов было продолжены и после революции, причем в 20-х годах были созданы лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Б. В.Н. Мясищев и Н.М. Щелованов.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Б. не отвергал сознание, включая, в отличии от бихевиоризма, и его в предмет психологии, также как и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение. Основные положения новой науки изложены им в работах ”Объективная психология” (1903) и «Общие основания рефлексологии”(1918). Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент не противоречат, не заменяют, но дополняют данные, полученные при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении. Говоря о значении рефлексологии, Б. подчеркивал, что научно-объясняющая функция, содержащаяся в понятии рефлекса, основана на предпосылках механической и биологической причинности. Принцип механической причинности, с его точки зрения, опирается на закон сохранения энергии. Согласно этой мысли все, в том числе и самые сложные и тонкие формы поведения можно рассмотреть как частные случаи действия общего закона механической причинности, так как все они не что иное, как качественные трансформации единой материальной энергии. Попытки связать психическую деятельность с энергетическими законами, в частности с законом сохранения энергии, были достаточно популярны в начале века не только в отечественной, но и в мировой психологии. Это было связано с использованием теории энергетизма Маха в концепции психологизма, предпринимаемые Вундтом, Овсянико-Куликовским и другими психологами.

Однако Б. не ограничивался теорией энергетизма, связывая рефлекс и с биологией, с точки зрения которой жизнь есть сумма сложных физиологических процессов, обусловленных взаимодействием организма со средой и приспособлением к среде. С этой точки зрения рефлекс есть способ установления некоторого относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Таким образом, появляется одно из основных положений Б. о том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Б. отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов. Так в 1923 году в своей книге "Основы общей рефлексологии" он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы и утверждал, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность. Таким образом, именно социальная среда является источником развития человека, наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом. Доказательством такой пластичности, гибкости нервной системы, ее зависимости от окружающей среды являлись, по мнению Б., исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

Б. считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала ХХ века, которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Он рассматривал созданный им Педологический институт как центр по изучению личности, которая является основой воспитания. Как бы ни были разносторонни интересы Б., он всегда подчеркивал, что все они концентрировались вокруг одной цели - изучить человека и суметь его воспитать. Б. ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид - это биологическая основа над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и его исследования структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роль в различных видах деятельности и их взаимосвязь.

Исследуя способы коррекции отклоняющегося поведения, он исходил из ограниченности тех способов коррекции, которые во главу угла ставили положительное подкрепление желательного поведение и отрицательное подкрепление нежелательного. Он полагал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от нежелательного поведения можно только создав более сильный мотив, который вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное поведения. Таким образом, он во многом предвосхитил идеи о роли сублимации и канализации энергии в социально приемлемом русле, разрабатываемые психоанализом.

Б. отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Эти взгляды доминируют в его работах “Коллективная рефлексология”(1921), “Объективное изучение личности”(1923). Именно из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы. Исходя из этого он выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, изучая что происходит с личностью, когда она становится участником коллектива и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности. В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на деятельность человека, Б. впервые обнаружил такие явления как конформизм, групповое давление. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, он подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, так как любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Он писал о том, что обычаи и общественные стереотипы в сущности ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять ее потребности. Он также считал, что личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация - это две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции, причем самоопределение личности, представлялось ему подвижным процессом, равнодействующая которого постоянно смещается то в одну, то в другую сторону. Говоря о стереотипизации личности, ее отчуждении от своей внутренней сути при социализации, Б. фактически развивал те же мысли, что и представители появляющейся в то время на Западе экзистенциальной философии, положения которой легли в основу одной из наиболее популярных современных теории личности - гуманистической. Таким образом предположить, что в русле школы Б. зарождались основы еще одной отечественной теории развития личности, формирование которой было остановлено в самом начале.

 

Блонский Павел Петрович (1884-1941)

Российский психолог и педагог.

Окончил историко-филологический факультет Киевского университета св. Владимира (1907), получив золотую медаль за свое сочинение “Проблема реальности у Беркли”. Именно к этому факультету была приписана кафедра философии и психологии, на которой начинает свою научную деятельность Б. Наибольшее влияние на него оказали лекции профессоров философии А.Н. Гилярова и Г.И. Челпанова. Работал под руководством Челпанова в психологическом семинаре, который сыграл значительную роль не только в формировании Б. как педагога, но и в его личной жизни, так как способствовал его переезду из Киева в Москву, где он стал аспирантом Челпанова в Московском университете. Сдав в 1913 году магистерские экзамены он становится приват-доцентом Московского университета, в это же время он начинает работу в университета Шанявского. Стремление перестроить традиционный курс педагогики стимулировало поиск новых педагогических идей, путей построения новой школы. Именно эти вопросы станут важнейшими для Б. в первые послереволюционные годы.

Осенью 1919 года он получает возможность оказывать влияние не только на разработку новых программ и методов для трудовой школы, но и реализовать свои планы относительно подготовки учителей, создав Московскую академию народного образования. Свою деятельность, направленную на реорганизацию школы он продолжает и в Государственном ученом совете (ГУСе).

Однако с середины двадцатых годов Б. начинает постепенно отходить от организационной деятельности, перенося центр внимания на решение проблем новой, формирующейся практической психологии и педологии. В 30-е годы Б. возглавлял кабинет школьной педологии в Академии коммунистического воспитания им. Крупской, а в последние годы жизни лабораторию “Мышления и памяти” в Психологическом институте.

Большое внимание в этот период Б. уделял разработке методологических основ марксистской детской психологии, исходя из того, что задачей психологии и педологии является воспитание нового человека, гражданина коммунистического общества. Путь к этому он видел в углубленном изучении личности каждого ребенка, в формировании таких методов изучения детей, которые дали бы объективную картину их психического развития, индивидуальных особенностей и позволили бы подобрать адекватные методы воспитания. Поэтому вместе с сотрудниками педологического кабинета - М.И. Ионовой, В.П.Левиной, М.А.Шнейдером и другими Б. разрабатывал новые методы комплексной диагностики детей, модернизируя и старые, зарубежные тесты, прежде всего тесты Бине.

Стремление изучить материальные основы развития психики привели Б. к выбору в качестве источника развития такого объективного, материального фактора как биологический. Понимание развития как роста и созревания определило выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на этот процесс. Отсюда неприятие Б. тезиса о возможности ускорения темпа развития, так как темп умственного развития, по его мнению, связан не с пластичностью нервной системы, а пропорционален темпу соматического развития, который не может быть ускорен. При этом Б. исходил из того, что формирование психики ребенка не автоматически связано с развитием вида, но логикой самого процесса этого развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней. Его концепция психического развития детей нашла отражение в его работах "Педология" (1934, 1936) и "Очерки детской сексуальности" (1935).

Кроме проблемы биологического и социального Б. исследовал также этапы формирования личности детей, причем большое внимание уделял проблеме одаренности и трудновоспитуемости. Развитие личности он связывал с развитием конституции и темперамента ребенка, выделив несколько этапов в процессе личностного развития. Особенно волновала его проблема обучения одаренных детей. В своих работах, посвященных исследованию природы одаренности, он выдвинул идею о том, что на одаренность влияет не только и не столько генетическая наследственность ребенка, сколько та среда, в которой живет он и жили его предки, уровень их культуры, образования, социальное положение. При этом он ввел понятия хроматин-наследственности и социал-наследственности, подчеркивая роль социальной наследственности в формировании “гениальных династий” в определенной профессии. Необходимо отметить тот факт, что Б., как и большинство психологов того времени, говоря об одаренности, имел в виду, прежде всего общую одаренность, под которой понимался интеллект ребенка, а не специальную одаренность.

В последние годы жизни Б. создал свои наиболее значимые психологические работы, посвященные развитию памяти и мышления ("Память и мышление", "Развитие мышления школьника". 1935). Он одним из первых открыл генетические этапы развития памяти и мышления, показав их взаимосвязь, влияние друг на друга. Сформировал генетическую теорию памяти, согласно которой различные виды памяти - моторная, аффективная, образная и вербальная - описываются как этапы развития человека, изменения им окружающей действительности. Исследовал процесс появления и развития внутренней речи и ее связь с мышлением и подражанием. Он писал о том, что в дошкольном возрасте память влияет на мышление и определяет его ход. Поэтому для дошкольника думать и припоминать - сходные процессы. Начиная с младшего школьного возраста, взаимоотношения мышления и памяти изменяются, и уже мышление влияет на запоминание - хорошо запоминается лишь то, что ребенок хорошо понял. Таким образом, мышление уже не зависит от памяти, но, наоборот, хороший уровень мышления может частично компенсировать недостатки механической памяти.

Анализируя процесс развития мышления и его связь с речью, Б. пришел к выводу о том, что генетические корни мышления и речи общие - это практическая деятельность. Он полемизировал с Выготским, доказывая также, что внешняя и внутренняя речь появляются одновременно в раннем возрасте и связаны первоначально больше с памятью, а затем с мышлением.

Говоря о развитии внутренней речи, Б. подчеркивал, что она возникает, как и внешняя, из слушания других и из внутреннего повторения речи других. Таким образом, он выдвигал теорию подражания как основу возникновения внутренней речи и доказывал, что мышление, внешняя и внутренняя речь возникают одновременно, причем внешняя и внутренняя речь тесно связаны с общением.

 

Богоявленская Диана Борисовна 1932 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1989), профессор (1991). Член президиума Российского психологического общества (1996), председатель Московского психологического общества (1970).

Закончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1958). С 1968 г. работает в Психологическом институте РАО, является заведующей лабораторией диагностики творчества (с 1990). Областью научной деятельности Б. являются проблемы психологии творчества, возрастной и педагогической психологии. Б.- автор экспериментального метода "Креативное поле" (1969), позволяющего диагностировать творческие способности и исследовать механизм "спонтанных открытий". Метод представлен рядом конкретных методик и их возрастных модификаций. Реализуя двухуровневую модель эксперимента, он позволяет проследить развитие деятельности за пределами решения исходной задачи и, как результат этого развития - самодвижения деятельности - фиксировать выход в область "непредзаданного", который и обеспечивает творческий статус способности к познавательной самодеятельности.

Б. и ее учениками изучены структура и генезис познавательной способности в срезовых и лонгитюдных экспериментах продолжительностью до 25 лет. На основе учета познавательной самодеятельности ("интеллектуальной активности") как единого и объективного критерия впервые проведены рассмотрение и дифференциация всей феноменологии творчества, построена его типология (Интеллектуальная активность как проблема творчества. 1983). Ею исследуется и связь творчества с одаренностью, вопросы психического развития одаренных детей (Современные концепции творческой одаренности. 1998).

 

Бодалев Алексей Александрович 1923 г.р.

Российский психолог, специалист в области общей и социальной психологии. Окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского университета (1950), кандидат психологических наук (1953), доктор психологических наук (1966), профессор (1967), академик АПН СССР (с 1978), вице-президент АПН СССР (1986-1989), академик Российской академии образования (с 1993). С 1969 года Б. - зав. кафедрой общей психологии факультета психологии ЛГУ декан факультета психологии ЛГУ (1972-1976). С 1979 по 1986 годы - декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и зав. кафедрой общей психологии. С 1993 года - главный научный сотрудник Психологического Института РАО и одновременно профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ.

Научные исследования Б. связаны с проблемами общей, педагогической, социальной психологией и акмеологией. Кандидатская диссертация Б. была посвящена проблеме формирования требовательности к себе у старшего школьника. В докторской диссертации "Восприятие и понимание человека человеком" и в последующих работах (Формирование понятия о личности другого человека .1970; Личность и общение.1983; Психология общения.1996)
впервые в отечественной психологической науке последовательно была освещена феноменология познания человека человеком - процессы восприятия, памяти, воображения, мышления, актуализирующиеся у людей, когда они взаимодействуют друг с другом. Были прослежены взаимосвязи между основными характеристиками этих процессов, особенностями мотивационно-потребностной сферы у лиц, участвующих в общении, а также их поведением. Раскрыты различия указанных процессов в проявлениях ценностно-ориентационной сферы, в особенностях поведения при межличностном взаимодействии, зависящие от возраста, пола, профессии участников общения. Б. было проведено систематическое изучение закономерностей и механизмов формирования первого впечатления о другом человеке. Им был организовал Центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ. Под руководством Б. подготовлены 119 кандидатских и 24 докторских диссертаций, им опубликовано около 400 научных работ.

Б. - одним из первых в отечественном человекознании раскрыл предмет акмеологии - науки, возникшей на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. С его точки зрения эта наука направлена на исследование развития человека как индивида, личности и как субъекта деятельности на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (О предмете акмеологии.1993).

Бодров Вячеслав Алексеевич

главный научный сотрудник Института психологии РАН, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат премии Совета министров СССР и премии имени С.Л. Рубинштейна.
Основные направления научной деятельности: психология труда профессионалов, теория и практика оценки и формирования профессиональной пригодности, изучение функциональных состояний (утомление, стресс и пр.), инженерно-психологическое проектирование технических систем управления, эргономика операторской деятельности.
Автор (соавтор) свыше 350 научных, учебных и методических работ, в том числе 4 учебников и 13 монографий. Подготовил свыше 30 кандидатов и докторов наук. Является членом научных и специализированных Ученых Советов. Ведет активную преподавательскую деятельность.

Основные труды:
Психология профессиональной пригодности. М., 2006:
Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М., 2006.
(в соавт. с В.Я. Орловым) Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М., 1998.

 

Божович Лидия Ильинична (1908-1981)

Российский психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1967). Окончила педагогический факультет 2-го МГУ (1930). Ученица Л.С.Выготского. Работала в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской, Украинской психоневрологической академии в Харькове. С 1948 по 1981 г. - сотрудница НИИ Общей и педагогической психологии, заведовала лабораторией формирования личности (до 1978 года).

Характерным для научной концепции Б. является целостный подход к изучению личности. Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, Б. выступила с критикой распространённой в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения ("присвоения") общественных форм сознания. Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности. Б. утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается.

Обобщая большой эмпирический материал, Б. приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребёнка, когда они войдут в систему его собственных потребностей. Собственными же потребностями внешние требования становятся лишь в том случае, если они соответствуют не только объективно занимаемому ребёнком положению, но и его внутренней позиции. Последнюю Б. характеризует как систему потребностей и стремлений ребёнка, которая складывается в особое личностное образование и становится движущей силой развития у него новых психических качеств (Личность и её формирования в детском возрасте. 1968).

Большое место в её исследованиях занимало изучение мотивационно-потребностной сферы ребёнка, в частности - мотивов учения. Были выделены и охарактеризованы две группы мотивов: широкие социальные мотивы и мотивы, непосредственно побуждающие учебную деятельность, показаны особенности соотношения между ними в разных возрастах. Рассмотрена проблема личностной готовности к обучению. Используя понятие внутренней позиции, Б. дала анализ психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности: плохое поведение ученика обычно возникает как форма протеста против сложившегося к нему отношения. Ею совместно с ее сотрудниками был выявлен и описан феномен "смыслового барьера", суть которого в том, что воспитательные воздействия не воспринимаются ребенком, ибо для воспитателя и воспитанника один и тот же факт, поступок имеют разный смысл. Были охарактеризованы различные виды смыслового барьера и намечены пути их преодоления, проведено исследование аффективных форм поведения, описан «аффект неадекватности», суть которого в существенном расхождении между уровнем притязаний ребёнка в данной деятельности и наличными возможностями её выполнения.

Существенное место в работах Б. занимает анализ проблемы возрастного подхода в воспитании и становлении личности. При её рассмотрении Б. опиралась на введённое Л.С. Выготским понятие социальной ситуации развития. В одной из последних работ Б. проанализировала личностные новообразования, возникающие на различных этапах онтогенеза. Она подчёркивала роль внутренней активности человека в этом процессе, говоря о том, что из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, ребенок превращается в творца этого опыта. Постепенно освобождаясь от непосредственного подчинения окружающей среде, он приобретает способность сознательно преобразовывать её и самого себя (Этапы формирования личности в онтогенезе 1978).

 

Бойко Евгений Иванович (1909-1972)

 


cайт научной школы Е.И. Бойко

Российский психолог, доктор психологических наук (1963), профессор (1966). Закончил лингвистическое отделение Московского Педагогического института (2-го МГУ) в 1931 г. В 1945 г. перешел в Институт психологии АПН РСФСР, где с 1952 г. заведовал лабораторией.

Основное направление научной деятельности Б. - экспериментальное и теоретическое изучение психофизиологических механизмов высших форм психической деятельности человека (мышления, речи). Особые возможности человека, по его мнению, возникают в результате функционирования так называемых динамических временных связей, составляющих суть нового принципа организации его нервной деятельности по сравнению с животными. Они образуются экстренным образом в результате взаимодействия физиологических реакций, не требуя для своего формирования процедуры "подкрепления", но имеют при этом строго детерминированные нейрофизиологические основания своего возникновения.

Некоторые виды динамических связей стали объектом экспериментального изучения в лаборатории. Для этой цели разработана и применена специальная методика тестирования основной, исследуемой, реакции с помощью другой, пробной, реакции, скрытые периоды которой используются как главный показатель при изучении механизмов высших психических процессов. Были получены данные, показывающие, что динамические временные связи образуются в результате как усиления одних элементов взаимодействующих функциональных структур (благодаря суммированию возбуждения в общих нейронных комплексах), так и подавления несовпадающих нейронных структур, участвующих в реакции. В результате происходят перегруппировки элементов и видоизменения структур действующих связей в соответствии с предметными ситуациями и предшествующим опытом индивида. Здесь открывается механизм появления в сознании человека новых психических продуктов, порождения информации. Концепция динамических временных связей введена Б. в контекст кибернетики и теории информации, рассматривающей не только проблему приема, передачи и переработки информации, но и условия ее порождения. (Мозг и психика. 1969).

 

Болтунов Александр Павлович (1883-1942)

 

Российский педагог, психолог, профессор Ленинградского Педагогического института им. А.И.Герцена (1925-1936), одновременно - заведующий Школьно психологической лабораторией этого института.

Научные интересы Б. связаны с исследованием психологических проблемам профессиональной ориентации и консультации молодежи, вопросов психологии способностей и склонностей. Большое внимание уделял освещению психологических проблем трудового воспитания школьников, ориентируясь на опыт дореволюционных отечественных педагогов - проповедников трудовой школы. (Трудовая школа в психологическом освещении.1926).

Б.- один из организаторов системы профориентационной работы в Ленинграде в 20-30-е годы, включавшей деятельность психологов (педологов) в школах, на бирже труда, в профессиональных учебных заведениях. Им разработаны методы психологической профессиографии в целях профориентации. Профпригодность рассматривалась им как результат овладения профессией и являлась продуктом развития способностей субъекта под влиянием интересов, мотивов труда. (Система профессиональной консультации в общеобразовательной школе. 1932; Помощь семьи в выборе профессии. 1935). Он предлагал учитывать мотивы труда при составлении профориентационной характеристики профессий. Наряду с тестами в оценке способностей и склонностей школьников считал необходимым использовать данные систематического наблюдения за успехами в учебной деятельности школьников педагогами-предметниками.

 

Большакова Васса Васильевна 1935 г.р.

 

Российский психолог, доктор психологических наук (1988), профессор (1989). Закончила историко-филологический факультет Ярославского пединститута им. К.Д. Ушинского (1958). С 1994 г. является заведующей кафедрой психологии Волго-Вятской Академии государственной службы (Нижний Новгород).

Основным направлением научной деятельности Б. является разработка проблем истории отечественной психологии 18- начала 20 вв. В ее работах получили освещение психологические идеи многих ученых того времени. В трудах Б. вскрываются этапы развития и трансформация проблемы формирования личности в российской психологии, выявляются методологические принципы и теоретические основания, определяющие разработку проблемы личности на разных этапах развития психологической мысли. Вскрывается зависимость движения научных идей от требований общества и общекультурных процессов (Очерки истории русской психологии (19 - начала 20 вв. 1994).

 

Братусь Борис Сергеевич 1945 г.р.

Российский психолог. Окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1968), доктор психологических наук (1989), профессор (1993), член-корреспондент Российской Академии Образования (1993). С 1968 г. работает на факультете психологии МГУ (с 1990 г. в качестве профессора кафедры общей психологии). С 1993 г. является также заведующим Лабораторией философско-психологических основ развития человека Психологического института РАО.

Научные исследования Б. связаны с проблемами клинической психологии, общей и прикладной психологией личности, философских основ психологии. В области клинической психологии в 70-е годы Б. было проведено одно из первых в отечественной психологии исследование изменений личности при хроническом алкоголизме в зрелом возрасте. Полученные данные, нашедшие отражение в книге «Психологический анализ изменений личности при алкоголизме» (1974), дали возможность раскрыть психологические закономерности возникновения и развития внутренней зависимости от наркотика.

В начале 80-х годов Б. осуществлено развернутое психологическое исследование хронического алкоголизма в подростковом возрасте. Помимо алкоголизма объектами исследования были психологические особенности личности при эпилепсии, психопатиях, неврозах и других видах аномалий. В обобщающих клинический опыт трудах Б. дана целостная концепция психического здоровья, основанная на разработке представлений о структуре и функциях мотивационно-смысловой сферы, выделении специфических уровней и параметров психического и личностного здоровья. В рамках данной концепции проблема аномального развития была рассмотрена в тесной взаимосвязи философско-методологического, общепсихологического, патопсихологического и конкретно-прикладного планов (Аномалии личности. 1988).

Параллельно с исследованиями в области клинической психологии, Б. разрабатывает общепсихологические проблемы, связанные главным образом с изучением смысловой сферы личности. С середины 70-х гг. все более важное место в деятельности Б. стали занимать исследования психологических закономерностей нравственного развития личности, опыты построения философско-этических оснований психологического знания, проблемы связи психологии и религии и обоснование направления, названного христианской психологией (Психология. Нравственность. Культура.1994).

 

Брушлинский Андрей Владимирович (1933-2002)

Российский психолог, философ, доктор психологических наук (1978), профессор (1991), член-корреспондент АН СССР (1990) и академик РАО (1992). Закончил отделение психологии философского факультета МГУ (1956), ученик С.Л.Рубинштейна. В 1956-1972 гг. работал в секторе психологии Института философии АН СССР, перейдя в его составе в 1972 г. в Институт психологии АН СССР, в 1989 г. избран директором этого Института. Главный редактор Психологического журнала (с 1988г).

Область научных интересов Б. связана с изучением онтологических и гносеологических оснований психологии, психологией субъекта и личности, а также с исследованием проблемы мышления. Им разработан континуально-генетический (недизъюнктивный) метод исследования человека как субъекта, представляющий собой новый вариант системного подхода в психологии. На его основе им и его учениками экспериментально обосновано понимание мышления как деятельности, как непрерывного процесса прогнозирования, раскрыто соотношение личностных (мотивационных, рефлексивных) и процессуальных аспектов такого прогнозирования. Прослежено взаимодействие логических (прерывных) и процессуальных (непрерывных) уровней познания. Раскрыто принципиальное отличие мышления человека от функционирования компьютера (Психология мышления и кибернетика. 1970; Психология мышления и проблемное обучение. 1983). Им открыт новый вид инсайта – не мгновенный инсайт; выявлена подчиненность диалога мышлению в ходе совместного решения задачи; рассмотрены психологические аспекты нового политического мышления. Разработаны теория умственного и нравственного развития на основе нетрадиционной трактовки обратной связи и других механизмов саморегуляции.

Большое внимание в работах Б. уделяется сопоставлению субъектно-деятельностного и знакового (знако - центристского) подходов в философии и психологии (Культурно-историческая теория мышления. 1968).

Б.- автор концепции психологии субъекта, согласно которой субъект рассматривается как высшее проявление активности, целостности и автономности человека и его психики. Введение в психологию принципа субъекта означает утверждение гуманистического подхода в психологии и в понимании человека в целом (Проблемы психологии субъекта. 1994).

 

Будилова Елена Александровна (1909-1991)

 

Российский психолог, доктор психологических наук (1973). Окончила историко-философский факультет МГУ (1930), и в 1947 г. поступила в аспирантуру Института философии АН СССР, где под руководством С.Л.Рубинштейна начала разрабатывать вопросы генезиса психологической мысли в России. С 1956 г. Б. - сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, вместе с которым перешла в созданный в 1972 г. Институт психологии АН СССР, где проработала до 1991г.

Центральным направлением исследований Б. являлась разработка философских проблем психологии, изучение становления и развития психологической науки в России, выявление преемственных линий, связывающих русскую психологию на разных ее этапах. Исходным положением выступала идея о связи исторического и логического в развитии историко-психологического познания, получившая в работах Б. как теоретико-методологическое обоснование, так и эмпирическую реализацию при постановке и решении конкретных исследовательских задач.

В книгах Б. (Сеченов и Павлов. 1954; Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина Х1Х - начало ХХ в.в.). 1960; Социально-психологические проблемы в русской науке. 1983) история развития психологических идей рассматривается в контексте социально-культурного развития России, на основе учета духовной атмосферы и идейной борьбы, характерных для исследуемого периода. Вскрывается роль философских проблем психологии в построении ее теории, поэтому центральное место занимает рассмотрение становления и развития в русской психологии основных философско-методологических и теоретических проблем психологической науки: соотношение психики с окружающим миром, психических процессов с физиологическими, проблем детерминации психики и ее развития, активности сознания и его связи с деятельностью. В работах Б. дается всесторонняя оценка и анализ истории экспериментальных исследований в России на рубеже Х1X -.ХХ веков., становления социально-психологических идей в русской общественной мысли, развития и утверждения методологических и теоретических подходов в психологической науке после 1917 г. на базе марксистской философии. В работах Б. получили отражение жизненный путь и научная деятельность многих выдающихся русских ученых.

 

Бурлачук Леонид Фокич 1947 г.р.

Украинский психолог. Доктор психологических наук (1990), профессор (1992), член-корреспондент АПН Украины (1992).

Окончил Киевский университет имени Т. Шевченко (1970), в котором начал преподавательскую деятельность. С 1992 г. – заведующий кафедрой психодиагностики и медицинской психологии, созданной по его инициативе. Член Международной Комиссии по психологическим тестам.

Основные труды в области медицинской психологии, психодиагностики и психологии личности – «Психодиагностика интеллекта и личности"(1978), "Словарь-справочник по психологической диагностике" (1989), "Психодиагностика"(1995).

Новые книги:

Тонконогий И. М., Микадзе Ю. В.

Краткое нейропсихологическое обследование когнитивной сферы.
Методика КНОКС может быть использована для выделения таких областей когнитивных функций, которые нуждаются в более детальном нейропсихологическом обследовании о мести, деньгах и любви...



Видеоархив: