Портал подготовлен и сопровождается
сотрудниками Института психологии РАН

Ж

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Ждан Антонина Николаевна
Жинкин Николай Иванович
Жуйков Сергей Федорович
Журавлев Анатолий Лактионович  

Ждан Антонина Николаевна 1934 г.р.

Российский психолог.

Окончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1957), доктор психологических наук (1995), профессор (1997). Преподает на факультете психологии МГУ (с 1958 г.), профессор кафедры общей психологии (с 1995 г).

Область научной деятельности - теории учения, общая психология и история психологии. Входила в научную школу П.Я. Гальперина, ее кандидатская диссертация была выполнена на тему «Опыт применения психологической теории о типах учения к построению учебного предмета (морфологии русского языка)» (1968); в ней экспериментально исследовались типы ориентировки процесса учения, и специально - третий, высший тип. Материалы, полученные при экспериментальном исследовании типов ориентировки процесса учения, нашли отражение и в работе Ж.. «Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранного языков»(1972, в соавт.).

С начала 70-х гг. занимается историей психологии. Этой области посвящена докторская диссертация «История психологии как становление ее предмета» (1994). Развивая традиции и идеи П.Я.Гальперина, (в отношении истории психологии) провела исследование источников и детерминант развития психологических знаний в мировой и отечественной науке в соотношении с междисциплинарными связями, предложила новый концептуальный подход к историко-психологическому анализу, согласно которому история психологии предстает как процесс изменения ее предмета, методов и основных проблем, совокупно раскрывающих природу психического как объекта научного познания. На основе этого подхода был разработан новый вариант учебного курса по истории психологии для студентов психологических факультетов, составлены программы и созданы учебные пособия - «История зарубежной психологии (30-е-60-е годы ХХ в.). Тексты» (1986, в соавт.), «История психологии: Учебник» (1990; 2-е изд. 1997).

 

Жинкин Николай Иванович (1983-1979)

Российский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии языка, речи и мышления.

В 1916 г. окончил историко-филологический факультет философского отделения Московского университета. Научной деятельностью начал заниматься еще в университете, где был участником лингвистического семинара Г. Г.Шпета. С 1914 г - сотрудник Института психологии. С 1923 г работает в Государственной Академии художественных наук. Становление Ж. как психолога-лингвиста происходит в 20-е годы и связано с исследованиями по проблеме художественной формы, проводимыми Философским отделением ГАХН. Большое влияние на формирование его взглядов оказали работы его учителя - Г. Г. Шпета «Введение в этническую психологию», «Внутренняя форма слова» и др. Ж. являлся секретарем Кабинента этнической и социальной психологии, созданного в декабре 1920 года по инициативе Г. Г. Шпета при МГУ, зам. председателя комиссии по изучению художественных форм. После закрытия ГАХН и ареста Шпета некоторое время работал в школе, преподавал психологию и логику, в союзе кинематографистов как автор сценариев для научных и учебных фильмов. С середины 50-х годов являлся старшим научным сотрудником лаборатории мышления и речи Института психологии АПН СССР. С 1960 г. – председатель психологической секции Совета по кибернетике АН СССР, с 1963 г. - профессор филологического факультета МГУ.

Центральной темой исследований Ж. была проблема взаимосвязи языка и мышления. Основной его труд - фундаментальная монография «Механизмы речи», за которую автор был удостоен Первой премии им. К. Д. Ушинского АПН РСФСР, представляет ценность для работы психологов, педагогов, дефектологов, лингвистов, невропатологов, вокалистов. Логика развития исследований в области речи приводит Ж. к проблеме текста как центрального звена, где происходит взаимодействие языка и мышления. Он один из первых не только поставил, но и реализовал задачу исследования текста как целого, как самостоятельной единицы психологического и лингвистического анализа. Им выдвигается ряд фундаментальных идей, сыгравших существенную роль в становлении отечественной психолингвистики. Это прежде всего положение о том, что все речевые процессы необходимо рассматривать не сами по себе, а в коммуникативном акте с учетом условий, целей и задач речевой коммуникации.

Особое место в работах Ж. занимает проблема декодирования речевого сообщения человеком в процессе его восприятия, понимания и порождения. Наиболее известной в этом отношении является его работа "О кодовых переходах во внутренней речи", где решается вопрос о том, "...реализуется ли мышление только в речедвигательном коде или существует другой код, не связанный непосредственно с формами натурального языка". Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу Ж. о возможности невербального мышления, при котором происходит переход на особый код внутренней речи, названный автором "предметно-схемным кодом".

Наиболее характерным для творчества Ж. был комплексный подход, который наиболее полно выразился в его монографии "Речь как проводник информации", являющейся своего рода итогом его научной деятельности. Она посвящена широкому кругу проблем, связанных с исследованием взаимодействия между тремя кодами, сложившимися под влиянием потребности в коммуникации в единую саморегулирующуюся систему - язык, речь, интеллект. Центральным понятием данной работы является Универсальный предметный код (УПК), который является "посредником не только между языком и интеллектом, между устной и письменной речью, но и между национальными языками".

Ряд статей и докладов Ж. посвящены изучению проблем речевой коммуникации и коммуникации животных, психологических аспектов программированного обучения и кибернетики, исследованиям семантики текста, процессов его порождения, восприятия и понимания. Он один из авторов учебника психологии для педагогических институтов, а также коллективного труда «Основы психологии».

Кроме проблем психолингвистики, Ж., продолжая исследования, начатые им еще в ГАХН по проблемам киноискусства, занимался разработкой вопросов восприятия и организации научных и учебных фильмов. За сценарий для научного фильма он получил звание лауреата Государственной премии РСФСР по кинематографии.

 

Жуйков Сергей Федорович (1911-1993)

Российский психолог.

Учился в Институте истории, философии и литературы, затем окончил филологический факультет МГУ. Участник Великой отечественной войны. В 1948 г. защищает кандидатскую диссертацию, а в 1975 - докторскую.

Исследовательская работа Ж. была направлена на поиск и реализацию условий обучения родному языку в школе. Им создана новая, психологически обоснованная система обучения русскому языку в начальной школе. Будучи не только психологом, но и прекрасным дидактиком, Ж. написал три экспериментальных учебника, в основе которых лежит разработанная автором концепция усвоения грамматических знаний с опорой на дограмматические представления ребенка о языке. Концепция Ж. получила отражение в ряде его публикаций, важнейшими из которых являются монографии «Психология усвоения грамматики в начальных классах» (1964), «Формирование орфографических действий младших школьников» (1965), «Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку» (1979).

Журавлев Анатолий Лактионович (р. 1948) – российский психолог, специалист в области социальной, организационной и экономической психологии. Ученик Б.Ф. Ломова, В.Ф. Рубахина, Е.В. Шороховой. Д-р психол. наук (1999), профессор (2001), чл.-корр РАО (2004). Директор ИП РАН (с 2002). Член Президиума РПО (с 2002),  вице-президент ФПО России (с 2004), член Президиума научно- методического совета по психологии УМО ун-тов РФ (с 2003). Гл. ред. «Психологического журнала» РАН (с 2003). После защиты кандидатской диссертации «Стиль и эффективность руководства производственным коллективом» (1976) работает в Ин-те психологии (ИПАН СССР, ныне – ИП РАН). Область научных исследований: психологические особенности личности и деятельности различных категорий руководителей, психологические методы и стиль руководства, управление социально-психологическими явлениями. Разработал авторский опросник для определения индивидуального стиля руководства. Активно исследовал психологические феномены трудовых групп. Разработал психологическую концепцию совместной деятельности. Возглавляя лабораторию социальной психологии ИП РАН (с 1987 г.), реализовал ряд крупных научных проектов, посвященных изучению динамики социальной психологии личности и группы в изменяющемся российском обществе, а также исследованию экономико-психологических феноменов. За большой вклад в подготовку профессиональных психологов удостоен отраслевой награды Минобразования РФ «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2003). Лауреат Премии РАН в области психологии имени С.Л. Рубинштейна (2005).

Основные труды: «Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом». М., 1976 (в соавт.); «Психология и управление». М., 1978 (в соавт.); «Совместная деятельность: теория, методология, практика». М., 1988 (в соавт.); «Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия». М., 1995 (в соавт.); «Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений». М., 1998 (в соавт.); «Нравственно-психологическая регуляция экономической активности». М., 2003 (в соавт.); «Психология управленческого взаимодействия». М., 2004; "Психология совместной деятельности", М., 2005; "Социальная психология: учебное пособие". М., 2006 (в соавт.)

Один из авторов и отв. ред. издания «Проблемы экономической психологии». Т. 1. М., 2004; Т. 2, 2005; и др.

Новые книги:

Тонконогий И. М., Микадзе Ю. В.

Краткое нейропсихологическое обследование когнитивной сферы.
Методика КНОКС может быть использована для выделения таких областей когнитивных функций, которые нуждаются в более детальном нейропсихологическом обследовании о мести, деньгах и любви...



Видеоархив: